Психология здоровья.
Психология здоровья.

(Газета «Завуч») Гладких Виктория, психолог, психотерапевт.

    Здоровье –  бесценный дар. Мы никогда не задумываемся о нем, когда его имеем, и мы не можем думать ни о чем, когда его лишаемся.

   Здоровье – это самый важный аспект жизни человека. А здоровье ребенка   - и того важнее, потому что  оно влияет и на характер, и на поведение, и на способности, и на память. И когда человек находится в стадии  формирования, его нынешнее состояние  здоровья имеет большое значение для всей будущей жизни.

   А что же такое здоровье и почему человек болеет?

Слово «здоровье» (хелс») происходит от англосаксонского «хоул»- цельный, целостный.

 Здоровье- это  способность человека  к  самовосстановлению, самообновлению, саморегуляции и адаптации в соответствии с видовой и с собственной программой  гармонии.  (Гармония греч. – стройная согласованность частей единого целого).

   Что же нарушает эту гармонию – стройную согласованность в работе различных органов и систем  нашего организма? Что лишает нас способности к самовосстановлению и приводит к болезни?

    В зависимости от причин возникновения, болезни можно разделить на несколько групп.

Болезни, вызванные внешними факторами:

-болезни среды  обитания (вода, воздух, плотность населения, излучения, климатические условия )

-болезни групповой жизни (инфекционные и заразные заболевания, эпидемии)

-несчастные случаи (личная небрежность, групповые события, легкомыслие других людей, войны, нападение животных, укусы змей, отравления)

 -плохое питание ( недостаточное, несбалансированное, некачественное).

  Болезни, вызванные внутренними факторами:                    

- наследственные болезни (физические и  психические заболевания, пагубные  наклонности и привычки, ведущие к заболеваниям)

-психосоматические болезни (проблемы эмоциональной сферы, неправильное мышление).

    Психосоматическая патология – бич нашего времени.

Людей одолевают болезни, в основе которых неправильный образ жизни и мысли, тяжелые переживания, глубокое и неотступное чувство неудовлетворенности, страхи, психические травмы.

   Наши болезни -  это наши нерешенные проблемы.

 Механизм психосоматического заболевания прост: тягостные  переживания, страхи фиксируются в сфере психики, образуя очаг патологической импульсации. Его разрушительная энергия  постоянно воздействует на физическое тело.

    Природа очень разумна и заботлива. В первую очередь она охраняет от разрушения наиболее важные сферы, поэтому  негативная энергия из сферы психики сбрасывается в различные органы и системы нашего физического организма. Это ведет к нарушению  программ функционирования этих систем и разрушает их.

    Все переживания имеют своего адресата в системах организма.

   Систему легких сокрушает печаль, тоскливое настроение. Репродуктивную систему и систему почек разрушает страх. Гнев, враждебность, ненависть «оседают» в печени. Тревожность, эмоциональное беспокойство, напряженность - отрицательные переживания, которые вызывают болезни сердца. Неудовлетворенность разрушает поджелудочную железу. Жадность, зависть, скрытность нарушают работу толстого кишечника. Обида наполняет горечью щитовидную железу. Система тонкого кишечника страдает от тягостной неопределенности, от гнета нерешенных жизненно важных проблем.

    Патология любой системы организма включает в себя множество разнообразных заболеваний.

Например система желчного пузыря, как «система активности, гнева», держит в напряжении весь организм. Она, как и система тонкого кишечника, «система спастичности», и спазмы бронхов – бронхиальная астма, и спазмы коронарных сосудов – стенокардия, спазмы сосудов головного мозга связаны именно с ней.

   Психосоматическое заболевание – реакция организма на тяжелую, длительную и изматывающую неудовлетворенность, вызванную острой или хронической психотравматизацией. Это болезни ущемленного чувства достоинства.

   Психосоматическая патология, как правило, протекает поэтапно. Организм един, все системы взаимосвязаны и нарушение работы одной  ведет к нарушению работы всего организма. Однако в нем существуют многоуровневые механизмы защиты, ограничивающие и локализующие болезнь, и поэтому иерархически более важные системы поражаются в последнюю очередь.

    По сути любое проявление болезни в теле – это начало лечения  нашей психики. Гораздо хуже, если проблема заходит глубже и в механизмах  защиты происходит сбой. Вся негативная энергия травм и переживаний остается в  сфере психики человека, и тогда  физические заболевания уступают место психическим.

    В последнее время на первое место вышли именно психические заболевания.

Это говорит о том, что нагрузка на психику стала запредельной.

 Человек дезадаптирован, т.е   нарушено приспособление ко все более усложняющимся условиям жизни, возрастающим требованиям к личности, которые вступают в противоречие с ее возможностями.

   Человек лишен сил и здоровья!

   А теперь  о главном – о здоровье детей.

Очень хотелось бы начать с оптимистической ноты, но здоровье подрастающего поколения вызывает невероятную тревогу.

    Еда, которая должна дать силы и строительный материал для тела, практически отсутствует. Все чаще  вместо жизненно  важных продуктов питания дети получают ядовитые химические соединения. Плохое питание особенно вредит молодым  организмам. Состояние недоедания предрасполагает тело к болезни, снижает сопротивляемость и жизнеспособность и ослабляет иммунитет, расстраивает нервную систему.

  Воздух больших городов   тоже не прибавляет здоровья. А если взять во внимание тот факт, что в некоторых школах в течение учебного дня детям  вообще запрещено выходить из здания школы ,а после уроков они должны сделать домашнее задание невероятных объемов, то вопрос о воздухе просто повисает в воздухе, а вместе с ним и здоровье и   качество самой жизни,  основой  которой  является кислород.

 Состояние психики наших детей  тоже не внушает оптимизма. Большинство детей страдает. Они подвержены постоянной психотравматизации. Они недолюблены, недоласканы, недопоняты и вообще, они чувствуют, что взрослым не до них. Они чувствуют себя лишними  и ненужными миру взрослых . Чувствуют агрессию, черствость и жестокость этого мира. Они страдают от  завышенных, чрезмерных требований, которые предъявляют им взрослые

  Конечно, вы со мной не согласитесь! Ведь мы, взрослые, так заботимся о наших детях, так много времени и сил уделяем им. Мы, можно сказать, живем ради них! Да, это так. Вернее так думаем и так чувствуем мы. Это наша взрослая правда.

   Очень много детей думают и чувствуют иное  Я выслушала сотни исповедей маленьких человеков и взрослых людей, исследовавших свои проблемы, анализируя период детства, в которых они   озвучивали все эти  «недо».  Дети чувствуют  именно это, и адаптируются ко всем неприятностям по-своему.

   Эта адаптация проявляется  и в  нарушении  характера, и в поведении.  Корни таких проблем, как  детский алкоголизм, проституция, наркомания,  воровство, жестокость лежат именно в этих «недо», ведущих к психотравматизации ребенка.

 А  психотравматизация ведет к  нарушению здоровья.      

         Как же нам, взрослым – родителям, учителям помочь нашим детям сохранить основное и истинное достояние человека – здоровье? Как сделать так,  чтобы  они не испытывали чувство ущемленного достоинства?

 Чтобы систему легких не  сокрушала печаль и  тоска. Репродуктивную систему и систему почек не разрушал страх.   Гнев, враждебность, ненависть не «оседали» в печени. Тревожность, эмоциональное беспокойство, напряженность не вызывали болезни сердца. Неудовлетворенность не разрушала поджелудочную железу.  Обида не наполняла горечью щитовидную железу и система тонкого кишечника не страдала от тягостной неопределенности, от гнета нерешенных жизненно важных проблем маленького человека

  Совет для взрослого человека дать просто:  на неприятном переживании не следует фиксироваться. От него необходимо избавиться .Следует, если это возможно, изменить ситуацию, порождающую тягостное переживание, или изменить отношение к ситуации, если она неразрешима.

  А как помочь ребенку, оказавшемуся в школе один на один  с массой негативных переживаний:  тотальный страх, неудовлетворенность, постоянная тревога, унизительная зависимость от обстоятельств жизни, которые не изменить, подавленная ярость, гнев, тоска, неуверенность в себе из-за чрезмерно завышенных требований и нагрузок.…

  Все это, в той или иной степени,  мы можем увидеть, заглянув  в  душу ребенка, даже если внешне он выглядит весело и беззаботно.    

 Ситуацию не изменить, иной не дано.

 Отношение к ней изменить ребенок не  может, т.к. оно природно.

Оптимизм внушает мысль, что  все-таки здравый смысл и основная программа человеческой жизни «Выживай!» заставят нас искать новые пути взаимодействия с   будущим – нашими детьми, обучая их безболезненно и с пользой.

 

 И еще несколько слов о здоровье.

Образ жизни, безусловно, влияет  и на  здоровье взрослого человека,  и, тем более, на здоровье ребенка.

   Особенно хочется обратить внимание на естественные биологические циклы, синхронизированные с так называемыми циркадными ритмами природы. Эти биоритмы тесно связаны с вращением нашей планеты вокруг Солнца и вокруг своей оси. Влияние на них оказывает также движение Луны и других планет относительно Земли.

   В организме можно насчитать более 1000 таких 24-часовых циклов. Каждый из них предопределяет различные аспекты жизнедеятельности на протяжении суток, включая частоту пульса, кровяное давление, температуру тела, уровни гормонов, секрецию пищеварительных соков. Все эти циклы скоординированы между собой и управляются специальным мозговым центром. Если один из циклов сбивается, нарушается работа всех остальных, что становится причиной многих  заболеваний.

Природный цикл сна и бодрствования и основные процессы жизнедеятельности организма человека регулируются чередованием дня и ночи. Утренние лучи солнца стимулируют выделение в кровь сильнодействующих гормонов глюкокортикоидов.

 Эти гормоны регулируют некоторые из важнейших функций организма, включая обмен веществ, поддержание нормального уровня сахара в  крови и иммунитет.

Блага цивилизации позволили продлить день  за счет ночи.  При  искусственном освещении люди бодрствуют в то время, когда по замыслу природы должны спать, а потом спят, когда природа предполагала включить их в работу. Пик кортизоловых биоритмов смещается, если человек не ложится до 22 часов и не встает около 6 часов утра  

 Этот сдвиг гормонального цикла может посеять хаос во всей работе организма. Не выведенные вовремя (6-8 утра) шлаки начинают всасываться обратно в кровь.

Если человек не ложиться вовремя и спит  допоздна, нарушается секреция мелатонина – одного из самых мощных гормонов, вырабатываемых шишковидным телом расположенным в головном мозге.

 Шишковидное тело регулирует работу репродуктивной и иммунной систем, гипофиза  и щитовидной железы, сон, моторную деятельность, кровяное давление, рост клеток, температуру тела и много другое. Все это зависит от  правильного цикла производства мелатонина, т.е. от природного биоритма сна и бодрствования.

  В соответствии с  этими биоритмами  мозг синтезирует также серотонин, от которого во многом зависти наше эмоциональное и физическое самочувствие. Он отвечает за суточные ритмы, сексуальную функцию, память, аппетит, импульсивность, страх и даже за суицидальные наклонности.

   Производство гормонов роста, которые стимулируют развитие организма у детей и содействует регенерации мышечной и соединительной ткани у взрослых, достигает своего пика около 23 часов- при условии, что сон наступил до 22 часов. В этот часовой промежуток организм очищает себя и  выполняет основную работу по восстановлению тканей.

  Любое отклонение от природных ритмов ведет к нарушению биологических циклов, из-за чего может расстроиться вся гармония работы организма.

  Поэтому, всем людям, заботящимся о своем здоровье,  желательно ложиться спать и вставать вовремя. Кстати, если просыпаться около 6 часов  утра, то вы будете чувствовать  бодрость, если встать после 9 часов – сонливость и вялость.

   И  совершенно очевидно, что мы, взрослые должны позаботиться о том, чтобы ребенок засыпал  до 22 часов. Никакое домашнее задание не стоит  того, чтобы ему в жертву  приносить  здоровье.

   Хочу обратить внимание еще на один немаловажный аспект образа жизни – на естественные циклы питания.

   Пищеварение,  как и многие другие процессы, происходящие в организме человека, подчиняется природным ритмам. Секреция желчи и других пищеварительных соков достигает максимума в полдень. Это время обеда. В это время следует потреблять основную часть суточного рациона. Во время обеда печень  нацелена на переваривание белков. Мясо, рыбу и овощи   лучше кушать в обед (около 12 часов). На завтрак (около 8 часов) –  белки, соли, жиры:  кефир, молоко, сметана, сыр, яйца, сало, ветчина. Полдник (16часов)- фрукты. Ужин (19 часов) –картофель, зерновые, сладости. Такое питание позволит организму должным образом переваривать пищу, усваивать питательные вещества и предохранит от  застоя желчи и образования камней в желчном пузыре.

    Еще очень хочется рассказать вам о чудесном массаже, помогающем  сохранить и укрепить здоровье. 

    Когда возникает боль, то естественной инстинктивной реакцией является желание потереть или размять больное место. Древние китайцы, наблюдая подобные реакции, тщательно изучили и описали точки с высокой болевой чувствительностью и по ним определили «жизненные», биологически активные точки (точки акупунктуры). Воздействуя на эти точки, человек воздействует на соответствующие им органы, восстанавливая и укрепляя здоровье.  

   В школах Китая, в рамках обязательной программы, проходят уроки так называемой предупреждающей медицины- уроки точечного самомассажа

  В последнее время  в школах  Украины  произошло несколько трагических случаев, унесших жизнь детей.  Возможно, что  этого могло не случиться, если бы окружающие

вовремя применили массаж точек скорой помощи. Воздействие на эти точки  помогает  человеку во время сердечного приступа, при потере сознания.

  Благодаря  точечному массажу, мне не  раз удавалось помочь людям поддержать  жизнь, предотвратить сердечный приступ.

 Однажды на занятиях в  университете   моя  подруга лишилась чувств. Пульс едва слышен,  зрачок  закатился и глаза превратились в сплошные белки, кожа приобрела серо-зеленый цвет. Конечно же, сразу вызвали скорую помощь, а до ее приезда, начали массировать точки. Помогала вся группа, и когда через  4о минут приехала скорая, врач просто развела руками: «Вы уже все сделали! Моя помощь  здесь не нужна».

  Вот несколько основных точек доврачебной помощи человеку в экстренном случае.

 

      1 Точка меридиана сердца- находится у  лучевого края ногтевого ложа 5 пальца

   -боль в области сердца, удушье, сердцебиение, аритмия, чувство страха, нарушение мозгового кровообращения, потеря сознания. Очень жесткий массаж этой точки (можно даже прикусить зубами), может спасти человека от инфаркта, помочь прийти в себя.

     2 Точка под носовой перегородкой, в верхней трети вертикальной борозды верхней губы

  -шок, коллапс, обморок, тепловой удар, судороги у детей.

 Большим пальцем сильно надавить точку. Сила давления  около 3х кг.

3        Точка  «Жизни» на ногах -находится ниже края латерального мышелка большеберцовой кости.  Точка широкого спектра действия. Оказывает общее тонизирующее действие.

4        Точка «Жизни» на руках – находится между 1 и 2 пястными костями в ямке ближе к середине. Точка широкого спектра действия. Беременным воздействие на эту точку противопоказано!

Затем сделать  массаж  с достаточным применением силы в зонах, показанных на рисунках.

   В тибетской медицине основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность, понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных.

 Наше здоровье и здоровье наших детей зависит от нас!

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: dim (26.12.2008)
Просмотров: 916 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0