Х + У =НАШЕ БУДУЩЕЕ

Х + У =НАШЕ БУДУЩЕЕ          

(Газета «Завуч») Гладких Виктория, психолог, психотерапевт.


Х -   современная система образования и воспитания (психологические аспекты).

                        

Прекрасная система! Замечательные лозунги, декларации, педагогические идеи.  Все продумано  и научно обосновано :  цели, методы, принципы,   концепции, содержание, реформы. Целая армия работников образования от министра до школьной уборщицы трудится для того, чтобы воспитывать и образовывать наших детей - делать их адаптированными, умными, здоровыми и счастливыми. Прекрасные, благие намерения! Это - теория.

А что же на практике?

 Как ни прискорбно, но на практике мы имеем довольно-таки плачевный результат последствий школьной жизни, которые отражаются на характере, здоровье, мировоззрение, мироощущение и судьбе человека.

 Что же происходит в школе? Какие механизмы   управляют системой образования, и что скрывается за  ее  видимым благопристойным образом? С какими подводными камнями приходится сталкиваться ребенку в период формирования его  психики и основных жизненных программ?

     

        Наша школа, с её классно-урочной  системой и системой оценок,  базируется на механизмах подавления, принуждения, наказания и тотального контроля. Атмосфера диктатуры и враждебности  по отношению к детям способствует тому, что часто в школе работают  люди, психологически непригодные для работы с детьми. Это люди, склонные к насилию. Печально, но факт – в большинстве случаев психологическая предрасположенность выбора профессии «учитель» - профессии власти над человеком  - это садизм. Он проявляется в том, как учитель вызывает ребенка к доске, как спрашивает, как   ставит ему оценку, как произносит фразу: «Без родителей не приходи в школу!». Очень часто детей оскорбляют, унижают, наказывают, подвергают насмешкам.  Проявлением садизма может быть и то, как учитель подает материал - на уроке истории учительница рассказала детям о Петре Первом: «Вiн був страшний кат, ненавидiв  ураiнцiв i сажав iх на кiл». Рассказ настолько ярко и детально передавал  ужасные подробности  казни, что все дети вечером  делились услышанным с родителями.

Эта же учительница после уроков проводила занятия по духовности. Она приглашала   батюшку и требовала, чтобы дети  слушали его, сидя неподвижно. Если кто-то шевелил ручками она била  по  ним указкой.

Искалеченная и деформированная психическая структура учителя компенсируется за счет детей- маленьких, открытых и беззащитных в школьной среде.

    Учителей от Бога единицы и эти «белые вороны»  в системе приживаются очень тяжело. Она их  всячески выживает. Такие Учителя - спасение для детей и их отношения пропитаны взаимной любовью.

 Пока будет существовать классно-урочная форма и система оценок в школе, нам не избежать учительского садизма, ведущего к трагическим последствиям для наших детей и для всего общества.

 

           Содержание  и объём школьных программ выходит за рамки здравого смысла. Абстрактная знаковая форма передачи   слишком «взрослых» знаний, огромные объёмы информации, лишённой практической пользы и эмоциональной привлекательности, игнорирование возрастных особенностей ребёнка – всё это ведёт к тому, что детское сознание не справляется со школьной программой. За это детей наказывают и в школе и дома. И учителя и родители забывают, что каждый ребенок развивается индивидуально, что мозг формируется до 21 года и нелепо от маленького человека требовать невозможного. Ребёнок не понимает, за что с ним так поступают взрослые. У него возникает синдром хронической усталости,  проблемы со здоровьем, комплексы неполноценности,  вины , недоверие к миру, неприятие себя, обида, ощущение загнанности в угол и масса подобных  психологических деформаций, которые ведут к формированию защитных реакций и искажению характера и судьбы.

 

   Любой контакт  развивается по четырем основным  формулам  взаимодействия: опасно - не опасно; приятно - не приятно; интересно - не интересно; полезно - не полезно.  Если хоть одна формула  имеет отрицательный полюс, ребенок не может  нормально учиться.  Его сознание просто закрыто для восприятия.  К сожалению, в нашей школе, практически всегда  работает отрицательный полюс всех четырех формул.  Входные фильтры сознания постепенно  «захлопываются» и естественная потребность в познании со временем атрофируется или фокус познания смещается к негативному полюсу. Это ведёт к появлению комплекса саморазрушения, самоуничтожения. Эти комплексы проявляются в негативном поведении ребенка, в его негативном мировоззрении. Это конфликтность, уход из дома, распущенность, алкоголизм, садизм, суицид.

 

   Естественная мотивация обучения ради познания со временем  либо вообще исчезает, либо замещается на меркантильную мотивацию:  быть лучше всех, чтобы родителям угодить и получить их одобрение, чтобы поступить в ВУЗ. Это вызывает и  меркантильные модели поведения, которые остаются у человека на всю жизнь и  затрагивают все сферы.

 

         В процессе обучения происходит варварское насилие над памятью ребёнка. Объём памяти  индивидуален и ограничен. Основа памяти - механизмы стирания и записи. Чтобы запомнить что-то новое, нужно стереть такой же объём старого. Насилие, упрёки   и угрозы  не  увеличивают  объём памяти. Наоборот, отрицательные эмоции снижают способность к запоминанию и угнетают  все процессы мышления.

 

       Ругая ребёнка, мы включаем такой механизм психики как подавление и он, подавляя негативное, подавляет и позитивное. Наши дети постоянно находятся в подавленном состоянии, что снижает все их способности и жизненные функции.

 

   Насильственная фиксация внимания  и навязывание готового результата и чужого мнения  тормозят поток познавательной деятельности.

 

       При негативной оценке знаний, у ребёнка возникает отрицательный эмоциональный барьер Он имеет  очень стойкий эффект  и свойства снежного кома. При возникновении барьера, дальнейшее полноценное обучение невозможно. Преодолеть его можно лишь  при наличии  психологической поддержки, начав обучение с того материала, где всё было понятно, всё получалось, и был положительный эмоциональный фон.

 

       В процессе обучения задействованы самые низкие мыслительные уровни - заучивание, повторение, действие по шаблону и воспроизведение  - так называемый оперативный ум.  Это совершенно нелепо, так как у  современных детей появилась эволюционная форма мышления - континуальное мышление, то есть мышление не словами (вербальное), а образами. Такое мышление характеризуется большим  объемом информации, поступающей в мозг в единицу времени.  Естественно, детям, обладающим такой  формой мышления,  кажется грустным и нелепым механически заучивать и повторять чужие непривлекательные истины.  Заниматься развитием того, что у них давно развито, им совершенно  не нужно и не интересно, но никто не занимается с ними развитием новых форм мышления. О них взрослые зачастую даже не знают, а значит и дети не представляют чем они обладают, как это развивать и как этим пользоваться.

 

 

         Что касается навыков общения.

 Коммуникативные модели школьной жизни лишены взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоприятия,  взаимопомощи. В арсенале школьных взаимоотношений- подавление, принуждение, террор, насилие, диктат власти, наказание,  враждебность, конкуренция, ненависть. В этой атмосфере дети вырабатывают подобное поведение. Для них становится естественным приспосабливаться, лгать, заискивать, подчиняться силе, затаив ненависть, и проявлять насилие по отношению к более слабым. Эти модели поведения принимаются за норму, и остается с человеком на всю жизнь, проявляясь во всех ситуациях  - в семейной жизни, на работе, в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях с окружающими.

 

       Завышенные требования и  всевозможные ярлыки, которые «навешивают» на ребенка  в школе,  ведут к тому, что  он явно ощущает себя не  таким, как надо,   и этот факт  отвращает его от себя самого. Человек не может себя принять, не может себя любить. Неприятие себя вызывает серьёзные последствия - разрыв  траектории  потока сознания от «Я» до «я». У ребенка также возникает комплекс неполноценности и, как компенсация комплекса неполноценности, появляется  комплекс высокомерия. С этими «неприятностями» он остается на всю жизнь.

Как  специалист, работающий с подобными проблемами у взрослых людей, могу сказать, что они очень портят жизнь и самому человеку и окружающим, а преодолеть их очень тяжело. Для этого необходимо вернуться во все  травмирующие  ситуации, которые  произошли с человеком в детстве. 

Что творится в душах наших детей! Детское сознание совершенно особо воспринимает реальность - из всего делаются своеобразные выводы, рождаются программы поведения. То, что взрослому кажется невинной шуткой, для ребенка может стать трагедией. Маленький человечек  совсем не знает себя, и узнает кто он, какой он из оценок и мнений окружающих. Что говорим мы нашим детям о них! А ведь они нам верят, принимают все это за реальный факт. Сначала страдают, а затем начинают защищаться и мстить.

 

   Хочется обратить внимание на воспитание мальчиков. Мужская природа особенно страдает   от существующей системы воспитания и образования. В наших школах учителя в основном женщины. Насилие, подавление, унижение, неприятие  человеческой и мужской сути - все это мальчики испытывают при взаимодействии с женским началом – с учительницей, что часто является прямым продолжением  подобных моделей материнского воспитания.  Эти отношения формируют  в мальчике образ женщины и  модели поведения  со всеми женщинами, которые будут встречаться на  жизненном пути -  мать, сестры, подруги, коллеги, жены. На подсознательном уровне  с младенчества усвоена истина, подкрепленная 11-летним опытом школы: «ОНА-ВРАГ. Она пытается лишить меня возможности быть самим собой, ОНА всегда недовольна мною, постоянно требует от меня чего-то, что-то навязывает мне. ОНА  подавляет и  унижает меня. Мне рядом с ней больно. От нее надо защищаться, ей надо отомстить!». Став взрослым, мужчина подсознательно относится к женщине, исходя из имеющейся формулы сознания и программы защитного поведения, сформированной еще в детстве. Мальчики,  привыкшие с детства к давлению и требованиям, часто необоснованным и завышенным,    повзрослев, не чувствует разницы между предложением и требованием и воспринимают все как требование, от которого необходимо защищаться. Подавленное в детстве чувство собственной значимости, у взрослого мужчины часто приобретает неадекватные, гипертрофированные масштабы и он постоянно демонстрирует свою значимость и требует подкрепления   этого чувства.  Но поскольку оно гипертрофированно, то он всегда неудовлетворен результатом. Все это  сопровождается невероятным упрямством, которое возникает в детстве как защитная реакция на авторитарное воспитание.

 А потом мы удивляемся печальной статистике разводов. 

 Чем больше душевных  травм получает ребенок, тем больше всевозможных деформаций характера и комплексов возникает у человека. Это ведет к тому, что  у  него возникает   неадекватное и  неконструктивное поведение во  всех сферах жизни.   

 

    Учеба в школе  вносит невероятное количество конфликтов во взаимоотношения детей и родителей.  Иногда они доходят до открытой, непримиримой  вражды, а иногда и до катастрофы. Часто ребенок остается в полном одиночестве, один на один со своей бедой и неразрешимыми проблемами. Иногда душевная травма настолько тяжела, что единственным выходом для ребенка кажется уход из этой  жизни.

 Особенно сложный период для ребенка, когда он переходит из младших классов в старшие. В его жизни возникает сразу много взрослых людей наделенных властью, чтобы сломать его, подавить его индивидуальность. Чем чувствительнее, неповторимее, одареннее ребенок,  тем тяжелее ему адаптироваться к подобной ситуации. По сути, эта адаптация  есть большая ложь по отношению к собственной природе. Это выработка совершенно уродливых защитных форм поведения, с которыми потом придется мучиться всю жизнь и самому человеку и окружающим. Иногда детская душа не выдерживает этого.

 Я работала с мальчиком, который в подобной ситуации хотел выброситься из окна! Его душа  разрывалась от боли:  « Зачем так  поступают взрослые?!»

 

            С эволюционной точки зрения существующая система образования ориентирована исключительно на воспроизведение себе подобных. Cистема учитель= Cистема ученик    Это тупиковая позиция эволюции. Это бег на месте. Деформированная структура учителя деформирует структуру ученика, готовя себе достойную смену. Информация, которой загружают память ребенка, не является Знанием и не развивает в человеке те структуры сознания, которые потенциально заложены в нем.

 

    И политический аспект - мы  строим демократическое общество и имеем авторитарную школу, модель которой автоматически переносится во взрослую жизнь.

 

 Выводы:

             Попадая в «руки» системы образования, ребёнок пребывает в состоянии хронического страха и стресса, что вызывает в нём повышенную агрессивность, защитные не конструктивные формы поведения, психосоматические заболевания,  хроническую усталость и  подавляет интерес и желание учиться. В процессе учебы постепенно угасает потребность в познании, свойственная человеку. 

   Искажается характер ребёнка. В нем проявляется безразличие, безответственность, лень, комплексы неполноценности, высокомерия, жадности, упрямства, саморазрушения.

   У него возникают проблемы со здоровьем:  снижается иммунитет и ребенок часто болеет ОРВИ, инфекционными заболеваниями, появляются  заболевания ЖКТ, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы,  систем кровообращения и эндокринной, снижается зрение, нарушается костно-мышечная система. Всё это плоды школьной жизни.

  Психотравмирующие ситуации, страх, связанный с учебой, оценками, наказанием -  все это ведет к поражению центра безопасности ребенка (ЦБ). Поражение ЦБ ведет к компенсаторным реакциям психики через центр удовольствия, это - наркотики, алкоголь, секс. А потом мы боремся с этими социальными проблемами.

     Самое печальное во всей этой истории о системе образования то, что лишь 10% выпускников уверенно оперируют полученными знаниями. Через год после окончания школы обычный человек помнит 7 %  изучаемого материала, а через 3 – всего 3% .

Не оптимистичное соотношение пользы и вреда на чаше весов здравого смысла.

 

   Так учили наших прадедов, дедов и родителей, так же учили нас, так учим своих детей и мы. Так калечит своих детей человечество уже 350 лет,  размахивая  при этом лозунгами о гуманном отношении к человеку. И если мы хотим серьезно говорить о  нормальном развитии и воспитании в будущем, необходимо учесть все негативные моменты существующей системы образования и создать новую систему, которая  была бы психологически более  «грамотной» и человечной, которая учитывала бы потребности и возможности ребенка, была бы ему практически полезной и интересной.  Жизненно необходима школа, которая не подвергала бы ребенка  обучению, а давала бы ему возможность Учиться и  гармонично Развиваться  

 

                 у  - современные дети и их особенности.

 

           Жизнь не стоит на месте. И эволюция человека, к большой радости,  не ограничивается системой образования. Поколение современных детей это - дети новой эволюционной ступени сознания. И этот факт не зависит от того, признаём мы его или отрицаем. Признавая, мы движемся в потоке жизни, отрицая – движемся против него.

Если мы, всё-таки, выбираем  первое, то в процессе взаимодействия с подрастающим поколением  нам необходимо учитывать, что сознание современных  детей на порядок выше, чем сознание предыдущего поколения, и  имеет   ряд  особенностей.

 Естественно, уникальные способности проявлены  в той или иной степени и не у каждого ребенка, но потенциально они присущи новому сознанию и  будут  проявляться все  больше и больше. Детей, проявляющих те или иные черты нового сознания, называют 

«дети индиго», что, на мой взгляд, очень вредит их самоощущению, самооценке и адаптации в мире.

    Что же нового мы можем увидеть в наших детях?

 

1.      Дети обладают большим объёмом энергии и информации. Это делает их «гиперактивными» с нашей, «низкоэнергетичной», точки зрения. Мы не знаем, как нам быть с этой неугомонной энергией, не умеем направить её в интересном, полезном направлении, потому, что сами не представляем где оно. Мы не умеем воспитывать наших детей. Все наше воспитание, в основном, сводится к запретам, требованиям,  командам, ограничению  полноценных  контактов с ребенком и наполнение его жизни заменителями - игрушки, телевизор,  компьютер.   С нынешними детками такая форма взаимодействия неприемлема. И, тем более, неприемлемо и не допустимо медикаментозное  подавление активности этих детей. Даже представить страшно, к каким последствиям приведёт эта глупость. Это преступление против человечества.

2.      Расширенное сознание даёт детям  возможность видеть действительность  в большем объёме и более реально. Как следствие, они более адаптированы, в них меньше страхов и иллюзии, т.е. искажения реальности. Это даёт им возможность быть более открытыми, более чувствительными, естественными, более эмоциональными, более уверенными в себе, более независимыми и сильными. Они могут постоять за себя и не дать себя сломать.

       3.  Их мозг, их сенсорные каналы рассчитаны на более высокие   энерго - информационные  частоты.  Благодаря этому они могут получать     информацию иного порядка. Все более доступными становятся знания,   которые были  практически закрыты предыдущим  поколениям.   Д.И. Менделеев - периодическая система элементов, Нильс Бор - структура атома -это примеры подобного способа получения Высших  Знаний.

4.      Современные дети сверхвосприимчивы. Их сознание обладает более высоким   энергоинформационным потенциалом и им доступна континуальная форма  мышления и дана возможность получать конкретное  Прямое Знание.  Они воспринимают информацию непосредственно, то есть  проживают ее на сущностном уровне, глубинно, а не в категориях абстрактных понятий, на которых базируется современная школа. У этих детей достаточно активизировано правое полушарие мозга,  благодаря чему они способны видеть целостную картину мира.

Сверхвосприимчивость позволяет им легко различать правду и ложь, истину и заблуждение, гармонию и дисгармонию, которую они переживают очень болезненно.

 

5.  У них иное ощущение времени и пространства. Им тяжело синхронизировать свою  жизнь в нашем ритме и находиться в замкнутом пространстве,  сидя неподвижно на    одном месте.

6.  Эти дети имеют более  глубокий доступ к информации из сферы памяти и интуиции.

7.  Они обладают уникальными творческими возможностями, причём  не только в области искусства, поэзии, музыки. Эти дети творцы, и если мы не способствуем  проявлению  их  индивидуальной природы творца в  позитивном русле, они находят себе  иное применение.

8.      Они очень свободолюбивы и не терпят агрессии, насилия и необоснованных ограничений. Их невозможно заставить сделать то, что мы хотим, но вполне возможно договориться, объяснив им ситуацию.  При  этом необходимо учитывать потребности,  чувства состояние, настроение ребенка. Если такого ребенка  подвергать авторитарному воспитанию, у него появляется  защитное поведение -    тотальное упрямство.

  Выводы:

 

               Благодаря новым эволюционным возможностям психики, современные дети более чем предыдущие поколения развиты эмоционально, ментально и духовно.

Мы, взрослые - учителя, родители, можем помочь им адаптироваться в нашем мире и сделать его совершеннее, богаче, а можем помешать, поставив преграды в виде наших устаревших истин, представлений, образа жизни, ценностей и целей. И мне кажется, прежде чем позволить себе учить жизни подрастающее поколение, нам стоит глубоко задуматься и честно признаться самим себе:

 « Научились ли мы жить?» Насколько совершенна наша жизнь, насколько мы счастливы, здоровы, успешны, насколько научились понимать,  ценить и беречь друг друга и  мир, в котором живём. Насколько мы знаем и понимаем себя.

 Кто мы, человеки, и в чём смысл нашей жизни?

  Нам есть что  передать подрастающему поколению  кроме интегральных уравнений и формулы бензольного кольца?

Они бунтуют, они страдают, они не хотят учиться, но вовсе не потому, что они плохие и ленивые, а лишь потому, что мы делаем  что-то не то   и  как-то не так.

Может быть, стоит прислушаться к ним. И, может быть, благодаря нашим детям, и мы  продвинемся вперед в своём развитии, отбросив иллюзии и глупости, веками сковывающие наше сознание.

 Наше будущее-это наши дети. Дети, которых мы воспитываем и учим. От того, как мы это делаем сегодня будет зависеть наше завтра. От того, как это делает каждый из нас будет зависеть наша личная жизнь, жизнь наших детей, нашей страны и всего человечества.

На сегодняшний день эти процессы  далеки от совершенства, а  их практические результаты  печальны- страдают дети, родители, учителя и все общество в целом.

А ведь все это можно изменить!

 

 Х + У = НАШЕ БУДУЩЕЕ- и мы должны  его творить ОСОЗНАННО!

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: daya (31.07.2008) | Автор: Гладких Виктория E W
Просмотров: 899 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0